В уходящем году, вопреки неблагоприятным прогнозам, снабжение АЗС моторным топливом было относительно стабильным. Дефицит не возник даже в предвыборный период, когда, по словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, цены на нефтепродукты в России были заморожены, и дешевле, чем в нашей стране бензин продавался только в Кувейте и Белоруссии.
Тем не менее, как заявил "Российской газете" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, угроза дефицита моторного топлива в России не снимается. Это может случится в начале 2013 года, когда в соответствии с требованиями техрегламента в России вводится запрет на оборот топлива ниже 3 класса (аналога европейского стандарта Евро-3). А поскольку далеко не все НПЗ успели перестроить производство под его выпуск, в следующем год минэнерго прогнозирует дефицит бензинов 3 класса и выше около 1 млн тонн по сравнению с плановыми показателями. На первый взгляд в целом по стране это немного, учитывая, что наши заводы выпускают 35-36 млн тонн бензина плюс импорт из Белоруссии. "Дефицит ожидается там, куда ни белорусское, ни даже башкирское топливо не доедет: Приморский край, Сахалин, Камчатка, Алтайский край, Новосибирская область и т.д., - говорит Евгений Аркуша. - А если и доедет, то по ценам, по которым его продать будет невозможно, учитывая конкурентный розничный рынок. Эту проблему понимают все, но она остается. Вторая проблема в том, что у нас производство растет менее высокими темпами, чем потребление: 3-4% в год против 6-7%. Так будет продолжаться примерно до 2015 года, пока не будет проведено перевооружение всех заводов, повышена глубина переработки, увеличен выпуск бензинов из каждой тонны нефти. В Европе и Америке глубина переработки достигает 95-98%, у нас в лучшем случае 80%. Поэтому рынок у нас в общем виде по бензинам является дефицитным".
К дефициту может привести и административное давление на цены: они должны регулироваться исключительно экономическими методами, пишет газета. Поскольку явно ненормально, когда с 1 января 2012 года акцизы на бензин выросли на треть, а розничная цена при этом не увеличилась. В такой ситуации топливо потечет туда, где за него дадут больше. То есть за границу.
По словам Евгения Аркуши, стоимость топлива для потребителя зависит от нескольких составляющих. Это мировая цена на нефть, которая постоянно растет, высокая налоговая нагрузка (в России - до 60%. В США, к примеру, - 20%). Плюс акцизы, которые юридически налогом не являются, и на них еще накручивается НДС, в целом на литр прибавка составляет 1,5 рубля в год. Плюс инфляция 7-8% в год.
|