14:34 13 Декабря 2012 | Все новости Дороги 7

С 2013 года страховщики создадут общую базу ДТП

2012-12-13_baza-dtpДепутаты Госдумы приняли во втором чтении поправки в ОСАГО, согласно которым страховщик не позже 15 дней после продажи обязательного полиса вносит данные страхователя в общую автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Об этом пишет сегодняшний "Коммерсант".

Если выясняется, что автовладелец утаил аварии в прошлом страховом периоде, его полис продолжает действовать, но на следующий год повышенного коэффициента ему не избежать. Также в случае аварии страховщик получает право выставить регресс в части недоплаченной премии такому водителю после оплаты убытка пострадавшей стороне. Если же выяснится, что автовладелец, напротив, переплатил и остался без положенной скидки, разницу ему вернут. 

Де-факто депутаты пытаются запустить практически не работающую в РФ систему коэффициентов "бонус-малус". Формально с момента начала действия ОСАГО в 2003 году она учитывает коэффициенты от 0,5 до 2,45 в зависимости от принадлежности страхователя к 13 классам аварийности. В первый год работы закона, в 2003-м, всем автовладельцам был присвоен третий класс аварийности с коэффициентом 1. Если в течение первого года действия договора страховых случаев зафиксировано не было, страховщики присваивали автовладельцу четвертый класс с коэффициентом 0,95. За десять лет безаварийной езды можно было получить 13-й класс с коэффициентом 0,5, то есть снизить стоимость страховки на 50%. 

Если же автовладелец попал в аварию, его признали виновным и страховщик возместил ущерб пострадавшей стороне, то клиент получал первый класс аварийности. В этом случае коэффициент составляет 1,55. При условии безаварийной езды в следующем году страхования автолюбителю присваивается второй класс с коэффициентом 1,4. Вернуться в прежний третий класс аварийности с коэффициентом 1 можно было только через два года безаварийной езды. 

На практике же, как говорят страховщики, сейчас система работает только в части "бонуса": при аварии клиент может просто сменить страховщика. Как заявили "Ъ" в Российском союзе автостраховщиков (РСА), данных о среднем коэффициенте в стране системы "бонус-малус" нет. Нет и карты миграции клиентов, которая теоретически помогла бы вычислить, какой процент автовладельцев утаивает аварийное прошлое, и выяснить, как вырастут сборы страховщиков от начала работы коэффициентов "малус". "Сейчас это невозможно подсчитать и будет понятно при запуске системы,— заявил "Ъ" собеседник в союзе.— Есть предположение, что сборы не упадут, а незначительно повысятся". Отметим, что расчет на это гипотетическое повышение — единственное, что может утешить страховщиков на фоне кратного повышения лимита выплат. "Коммерсант" напоминает, что пока правительство не определилось, как рост расходов компаний на эти выплаты будет компенсирован ростом тарифов на ОСАГО.